Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения с просьбой утвердить бланк строгой отчетности для использования автотранспортными предприятиями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими платные услуги по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси, и сообщает. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны использовать контрольно-кассовую технику. Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси, Минфином России не утверждались какие-либо формы квитанций. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 285 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по промышленности» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники определено Федеральное агентство по промышленности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N 39 утверждены Правила ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требования к его структуре и составу сведений. Приказом Роспрома от 01.08.2007 N 321 в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, утвержденный приказом Федерального агентства по промышленности от 16.07.2007 N 299, включены сведения о моделях контрольно-кассовой техники, используемых при оказании услуг на автомобильном транспорте (такси или маршрутное такси). Также следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.02.2005 N 22-О не нашел оснований для принятия к рассмотрению жалобы гражданина, в которой заявитель утверждал, что приобретение контрольно-кассовой техники является для него непосильным бременем. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал на положения статьи 34 Конституции Российской Федерации о реализации права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, которое зависит от способностей и имущественного положения самого гражданина. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» даны разъяснения, согласно которым в целях соблюдения порядка общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов) организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона. В решениях Конституционного Суда Российской Федерации указывается что применение контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины; применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступлений и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок. Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие платные услуги по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси, должны осуществлять денежные расчеты за эти услуги с применением контрольно-кассовой техники (таксометров, обеспечивающих учет дальности поездки и ее стоимости). Заместитель директора Департамента |