
Особенности работы водителя такси на личном автомобиле
Собственный автомобиль легко может стать надежным источником постоянного дохода, если его владелец готов пойти в таксисты. Такую работу можно совмещать с основным видом деятельности, чтобы иметь дополнительный заработок. Данная сфера строго регулируется законодательством.
Требования к водителю и машине
Правила перевозки пассажиров в такси прописаны в Федеральных Законах №69-ФЗ, №259-ФЗ и №54-ФЗ. Необходимо учитывать и требования местных нормативно-правовых актов. Например, в Москве автомобиль такси обязательно должен иметь желтый кузов, опознавательные знаки – наклейки и колпак с «шашечками».
К водителю предъявляют следующие требования:
минимальный возраст – 21 год;
водительский стаж – от 3 лет;
гражданство – РФ или другой страны СНГ;
наличие лицензии;
знание русского языка;
отсутствие судимости.
Последний пункт был внесен в перечень в 2022 г. В сентябре этого года органы контроля приступили к масштабным проверкам водителей на предмет непогашенной судимости.
Работать в такси на своем автомобиле можно только в том случае, если возраст ТС не превышает 6 лет и в нем установлен датчик ГЛОНАСС. Также обязательными являются левый руль, российский номерной знак и полис ОСАГО.
Какая машина подходит для работы в такси
Трудовая деятельность окажется рентабельной, если расходы на ее осуществление будут сведены к минимуму. Для этого автомобиль должен быть дешевым в обслуживании, иметь большой ресурс и тратить мало топлива. Еще одно требование – просторный салон, также приветствуется большой багажник. Лучше всего этим критериям соответствуют:
«Лада Ларгус»;
«Лада Гранта»;
«Лада Веста»;
Hyundai Solaris;
KIA Rio;
Renault Logan;
Ravon R4 (Chevrolet Cobalt узбекской сборки);
Skoda Octavia.
Отечественные машины – оптимальный по затратам и простоте конструкции вариант, но из-за низкого уровня комфорта они подходят только для работы в наименее выгодном тарифе «Эконом». Исключение составляет «Лада Веста» – ее статус несколько выше. Среди иномарок предпочтительны комплектации с атмосферными или дизельными моторами. По сравнению с турбированными, такие силовые установки экономичны и неприхотливы в обслуживании.
Работать в такси на дорогом элитном авто целесообразно только в том случае, если удастся подключиться на премиальный тариф с самыми высокими ставками. Иначе почти весь заработок «съедят» расходы на обслуживание ТС. В премиальных тарифах к машинам предъявляют высокие требования:
идеальное техническое состояние;
наличие зарядки для смартфона, электростеклоподъемников сзади, кожаной отделки салона и других опций;
консервативный сдержанный цвет и отсутствие наклеек.
Не имеют перспектив трехдверные хэтчбеки и небольшие автомобили класса «А», например Daewoo Matiz или Ravon R2. В первые сложно забираться, а во вторых даже человек средней комплекции чувствует себя стесненно.
Высоко котируются машины с возможностью установки третьего ряда сидений, например «Лада Ларгус». Их часто заказывают небольшие делегации для междугородних деловых поездок. Таксовать на таких маршрутах крайне выгодно.
Таксисты со своим авто в основном работают через агрегатор – интернет-сервис с функцией диспетчера. Можно действовать и самостоятельно, но все хлебные места (вокзалы, рынки и др.) прочно заняты местной «мафией» и посторонние туда не допускаются.
Самыми крупными агрегаторами в России являются:
«Яндекс Такси»;
«Везет»;
«Максим»;
Gett;
«Ситимобил».
Онлайн-диспетчер принимает заказы у клиентов и предлагает их водителям. Если желающих несколько, система выберет ближайшего таксиста. Бывает, что все кандидаты находятся примерно на одинаковом расстоянии от заказчика. Тогда в конкурсе победит обладатель наивысшего рейтинга. Последний рассчитывают как средний балл по совокупности оценок, поставленных клиентами данному водителю за последние 60 дней.
Сотрудничество с агрегатором предполагает максимум удобств:
каждый водитель получает лицевой счет, начисление и списание средств производится автоматически;
система отображает на карте районы с повышенным спросом на такси и устанавливает для них увеличенную ставку;
когда таксист собирается ехать домой, она подбирает пассажиров, двигающихся в том же направлении.
Действует гибкая система бонусов и других поощрений. «Яндекс Такси» и некоторые другие агрегаторы доплачивают за дешевые заказы, чтобы водители не отказывались от поездок на короткие расстояния.
Взаимодействие с онлайн-диспетчером ведется через приложение «Таксометр». Оно работает только с операционной системой Android.
Агрегатору нужно периодически отправлять фотоотчет о состоянии автомобиля. Снимают салон, багажник и машину целиком со всех сторон. Несколько реже выполняется очная проверка. Система направляет водителю заказ, а в пункте прибытия его ожидают для осмотра сотрудники агрегатора.
За свои услуги диспетчерский сервис взимает комиссию.