«Горбатый запорожец» — ЗАЗ 965. Автомобили — легенды. Автолюбители

933312868572147-1775115Вряд ли на просторах постсоветского пространства когда-либо ездил автомобиль, столь же обласканный народным вниманием, нашедшим выход во всевозможных историях, анекдотах и притчах. Как известно, идея выпуска «народного» автомобиля, доступного всем трудящимся, посещала в разные годы правителей большинства более-менее развитых стран. У нас ее реализацией занялся известный новатор Никита Хрущев. По его распоряжению было выпущено постановление ЦК. За основу взяли «Фиат-600» и поручили задание по конструированию модели и налаживанию серийного производства заводу «Москвич». К концу 1957 года был готов опытный образец, который обозначили номером «444». У модели появились более крупные колеса (13-дюймовые, вместо 12-дюймовых у «Фиата»), соответствующие дорожным реалиям страны. Это привело к замене устройства передней подвески, которую взяли от славного фольсксвагеновского «жука».Но все же поставленное правительством задание могло остаться невыполненным из-за отсутствия серийного выпуска малогабаритных двигателей в стране. И было принято следующее решение. Разработку перенесли в Запорожье, на бывший «Коммунар», и на помощь призвали специалистов из других бюро. Двигатель выбрали из готовых к выпуску новых разработок. Им стал образец под названием «НАМИ-Г», который изначально разрабатывался в военных целях для легкой амфибии. Он имел систему охлаждения встречным воздухом, поэтому обязательно должен был располагаться впереди. Оглушительный треск объясняется тем, что никаких ограничений по уровню шума не накладывалось, учитывая изначальное предназначение двигателя. Двигатель, получивший в итоге официальное название «МеМ3», не помещался в моторном отсеке по высоте, для чего пришлось придать капоту выпуклую форму. Возникшую в ходе испытаний несогласованность коробки передач и двигателя решили с помощью конструкторов той самой амфибии. Им удалось изменить конструкцию способа выбора передачи, удачно распределить нагрузку на оси. Прибавьте к этому независимую подвеску, плоское днище – и вот готовый автомобиль с той самой пресловутой проходимостью.Автомобиль назвали «ЗАЗ-965», провезли на нем по Москве Хрущева, тот одобрил модель, назвав ее «хорошим подарком трудящимся». Стоил «ЗАЗ-965» восемнадцать тысяч рублей в старом эквиваленте. Выявившиеся в процессе эксплуатации недостатки (шум двигателя, крошечный багажник, отвратительный разгон, перегрев летом и невозможность запуска зимой, самостоятельно открывающиеся на ходу двери) частично попытались решить в модели «966», но ее запуск долго откладывался. Кроме того, Хрущева сменил Брежнев, который сам был заядлым автолюбителем, предпочитавшим большие машины. Соответственно, несмотря на официальное одобрение, идея постепенно забрасывалась.Наверное, и к лучшему, учитывая все особенности автомобиля. Но неизменную улыбку прохожих при каждой встрече он все так же вызывает.